На протяжении более чем 200 лет, вплоть до середины прошлого века, бытовало ошибочное мнение, будто звуки в гортани человека возникают только благодаря пассивному колебанию голосовых связок, которые под воздействием давления воздушного потока приоткрывают щель, пропускают часть воздуха, затем в силу своей эластичности смыкаются. Далее этот процесс повторяется. Так по положению теории, имеющей название миопластической, и происходит возникновение звука у человека и у многих животных.
Но в 50-е годы XX века французский исследователь Рауль Юссон, основываясь на результатах своих опытов, дал иное объяснение механизму звукообразования.
Заключение его было просто сенсационным! Учёный утверждал, что голосовые связки колеблются только под влиянием импульсов, идущих от центральной нервной системы и могут колебаться и без воздействия на них воздушного давления! К такому выводу Юссона привели наблюдения над больной, у которой были парализованы некоторые мускулы гортани. Воздух у неё через голосовые связки не мог проходить. Дышала пациентка через специальную трубочку, введённую в рассечённую трахею. Однако исследователи явственно наблюдали колебания голосовых связок в тот момент, когда испытуемая пыталась что-то сказать. И если бы в этот момент через её голосовые связки мог проходить воздушный поток, то можно было бы слышать речь пациентки.
Теория Рауля Юссона была названа им самим нейрохронаксической.
По-видимому, при голосообразовании действуют одновременно оба процесса: (миопластический и нейрохронаксический). Т.е. нервные импульсы колеблют голосовые связки с определённой частотой, а голосовые связки, напрягаясь, точно настраиваются при этом в резонанс с данной частотой. Таким образом, звук многократно усиливается по сравнению с тем, как если бы связки вообще не напрягались. Это всё равно как, если бы палец правой руки при игре на гитаре периодично бил по струне именно с той частотой, на которую эта струна настроена! (Эффект физического резонанса).
Для чего такие сложности нужны были Природе, создававшей голосовой аппарат? Почему бы не ограничиться механизмом создания звука, наподобие тому, что реализован, к примеру, в аккордеоне. (Там звук возникает из-за колебания металлических пластин при прохождении по ним воздушной струи.)
Предположения для ответа на этот вопрос могут быть следующие:
во-первых, голосовые связки — не металлические полоски или струны, а складки мягких тканей, и, возможно при пропускании по ним более мощной струи воздуха (в тот момент, когда человеку хотелось бы петь громче) наблюдалось бы не увеличение громкости, а увеличение шума воздуха, и звук при этом бы искажался;
во-вторых, известно, что при увеличении громкости у инструментов, где звук создаётся струёй воздуха (духовых музыкальных инструментов), наблюдается некоторое увеличение высоты звука (от четверти тона и выше) и понижение высоты при уменьшении громкости, соответственно. Одновременное же существование миопластического и нейрохронаксического процессов при голосообразовании обеспечивает стабильную частоту и сохранение тембра, как бы ни менялась при этом громкость звука!
Но стоит отметить удивительный факт, что, несмотря на неопровержимые доказательства теории Рауля Юссона, и опубликовании его данных больше чем полвека назад, его теория до сих пор не получила широкого распространения!
Send this to a friend