Ну, наконец-то, добрались до важнейшего музыкального понятия – НОТЫ. Это настолько важная вещь в музыке, что почему-то считается, что все отлично знают, что же это такое – НОТЫ на самом деле?
Уверена, что любой из вас с лёгкостью может повторить следующее: До Ре Ми Фа Соль Ля Си и в конце опять, почему-то До. Но далеко не каждый сможет объяснить, что всё это значит, и как это использовать. Ну До, ну Ре — есть такие ноты, и что дальше? Никто из моих учеников, никогда раньше, не занимавшихся музыкой, не смог объяснить, как на практике применить эти знания.
Ещё задолго до появления такой науки как физика, таких терминов, как «звуковая волна», «частота звука» (единица измерения частот «Герц» появилась только в 1933 году), люди без каких-либо приборов смогли не только услышать, понять, но и описать закономерности в звуках.
А именно, то что звуки на определённых частотах имеют характерное звучание. Это особенно хорошо заметно нам — русскоговорящим людям. Если слушать ноты на музыкальных инструментах, то действительно можно уловить некое подобие на слова: До Ре Ми Фа Соль и т.д.
Более того с изменением частоты в 2 раза эти звуки повторяются. Именно, поэтому в начале и конце стоит нота До, с увеличением частоты цикл повторяется снова и снова.
Для наглядности, смотрите таблицу, здесь приведены частоты всех нот в диапазоне от 20Гц до 5200 Гц
Частота, Гц | Суб-контp- | Контp- | Большая | Малая | 1(первая) | 2(вторая) | 3(третья) | 4(четв.) | 5(пятая) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Hота | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | октава, Гц | |
До | C | 32.70 | 65.41 | 130.82 | 261.63 | 523.25 | 1046.50 | 2093.00 | 4186.00 | |
До-диез | C# | 34.65 | 69.30 | 138.59 | 277.18 | 554.36 | 1108.70 | 2217.40 | 4434.80 | |
Ре | D | 36.95 | 73.91 | 147.83 | 293.66 | 587.32 | 1174.60 | 2349.20 | 4698.40 | |
Ре-диез | D# | 38.88 | 77.78 | 155.56 | 311.13 | 622.26 | 1244.50 | 2489.00 | 4978.00 | |
Ми | E | 20.61 | 41.21 | 82.41 | 164.81 | 329.63 | 659.26 | 1318.50 | 2637.00 | 5274.00 |
Фа | F | 21.82 | 43.65 | 87.31 | 174.62 | 349.23 | 698.46 | 1396.90 | 2793.80 | |
Фа-диез | F# | 23.12 | 46.25 | 92.50 | 185.00 | 369.99 | 739.98 | 1480.00 | 2960.00 | |
Соль | G | 24.50 | 49.00 | 98.00 | 196.00 | 392.00 | 784.00 | 1568.00 | 3136.00 | |
Соль-диез | G# | 25.95 | 51.90 | 103.80 | 207.00 | 415.30 | 830.60 | 1661.20 | 3332.40 | |
Ля | A | 27.50 | 55.00 | 110.00 | 220.00 | 440.00 | 880.00 | 1720.00 | 3440.00 | |
Си-бемоль | Bb | 29.13 | 58.26 | 116.54 | 233.08 | 466.16 | 932.32 | 1864.60 | 3729.20 | |
Си | H | 30.87 | 61.74 | 123.48 | 246.96 | 493.88 | 987.75 | 1975.50 | 3951.00 |
Диапазон частот от ноты До до следующей ноты До – называется октава, который, в свою очередь разбивается на 12 частей, каждая из которых называется – полутон. Два полутона составляют тон.
Иногда можно услышать следующее высказывание: «Говорите на пол тона ниже!», имея ввиду – чтобы говорили тише тише. Но это выражение абсолютно не соответствует действительности (см. таблицу). Пол тона ниже – это всего лишь изменение частоты звука, а не его громкости.
Заметили, что строк 12, а нот всего 7?
Да, некоторые ноты имеют так называемые диезы (обозначаются значком #).
Берём, к примеру, ноту До –малой октавы (130.82 Гц), увеличив частоту на пол тона до 138.59 Гц, мы получаем туже ноту До, но с частотой несколько выше исходной, поэтому её называют До-диез и обозначают (С#).
Да, в русскую музыку проникли западные обозначения нот (второй столбец таблицы), преимущество очевидно — компактность записи. Но утрачивается природное звучание нот, как я говорил раньше, в звучании нот, можно услышать некое подобие слов До Рэ… Поэтому всё же оптимальный вариант — это называть ноты или аккорды по-русски, но обозначать латиницей.
Увеличив частоту ровно в 2 раза мы получим звучание ноты До –первой октавы. Что говорить, давайте лучше послушаем звучание нот в одной октавы от ноты До, до ноты До и обратно.
Send this to a friend