Этот вопрос ставится очень часто и не имеет под собой общего решения. К сожалению, далеко не все хорошие вокалисты созданы быть хорошими педагогами. Поэтому ни наличие громкого диплома, ни награды, ни принадлежность к знаменитой школе не дают никаких гарантий.
1. Психологический комфорт.
Несмотря на то, что некоторые вокальные школы очень жестки при обучении, ученик при выполнении даже очень сложных техник должен чувствовать себя спокойно. Помните: при нервных расстройствах голос страдает первым! Поэтому при занятиях вокалом как никогда важны доброжелательность, спокойная обстановка и атмосфера доверия. Любые насильственные методы при обучении запрещены, не говоря уже об агрессии.
2. С самого первого дня педагог дает общие рекомендации по гигиене голоса. Что можно пить, есть, когда заниматься можно, когда нельзя, чего следует избегать и т.д.
3. При первых признаках переутомления педагог предлагает отдохнуть и сделать перерыв. Вокал – это не физкультура. Здесь принуждением ничего не добьешься, только хуже сделаешь.
1. Педагог не уделяет должного внимания правильному дыханию животом. Возможно, вообще не говорит об опоре.
2. Не объясняет, для чего делается то или иное упражнение. Ученик должен соображать сам, пытаясь выполнить то, что требует от него учитель, иначе он ничему не научится.
3. Не обращает внимания на телесные зажимы, не расслабляет ученика. Это прямой путь к срыву глотки!
4. У вас более полугода не было прогресса. Иногда, особенно при начальном этапе, преподавателю приходится тратить месяцы, чтобы ученик овладел определенным приемом, но стояние на одном месте более шести месяцев подряд говорит о том, что ваш педагог либо недостаточно заинтересован в вашем развитии, либо не чувствует вас.
5. Говорит или намекает, что из вас ничего не выйдет. Это возмутительный непрофессионализм, ведь петь могут все.
Наличие любого из этих признаков – свидетельство того, что ваш преподаватель некомпетентен и/или не чувствует, что происходит с вашим голосовым аппаратом. Ни к чему хорошему это не приведет.
Наконец, неким косвенным признаком могут служить и другие ученики педагога, как бывшие, так и настоящие. Понаблюдайте – делают ли они успехи? Продвинулись ли они? Какие у них впечатления от уроков?
1. Ваш голос звучит для вас странно, непривычно, неестественно.
Здесь два варианта: либо вы просто не привыкли к настоящему звучанию вашего голоса, либо педагог намеренно добивается такого вот “странного” звука, но это нормально. Есть определенные техники, которые разрабатывают полезные навыки через мяуканье, мычание, стон, скрипение и прочие вокализы. Желательно, чтобы преподаватель еще и объяснил, зачем он это делает.
2. Не берутся высокие ноты.
Это в принципе тяжело. По многим причинам. Не стоит думать, что вы так просто возьмете высокие ноты, если уже освоили правильное дыхание, здесь задача посложней. Чем выше нота, тем сильнее должна быть опора, тем больше должен быть открыт купол и, конечно же, для правильного взятия высоких нот необходимо поставить высокую позицию, а это само по себе нелегко.
В среднем у начинающего вокалиста (который более-менее научился опирать) рабочий диапазон будет составлять полторы октавы. У продолжающих, в зависимости от типа голоса и других особенностей, диапазон может вырасти до двух. Это нормально и хорошо. Если ваш диапазон, которым вы владеете, составляет полторы октавы, то расслабьтесь, все идет нормально. Верха вырастут постепенно – в среднем по тону в год.
3. Ваш педагог очень молод.
Вопреки распространенному мнению, что хорошие педагоги получаются только из опытных людей, в вокале не все так просто. Подчас молодой специалист оказывается гибче более опытных товарищей, особенно если дело касается академического вокала – большинство ВУЗовских преподавателей заточены под очень узкую направленность. Молодой же педагог может быть пытливым, интересоваться разными подходами и попробовать разные школы – а это уже очень хороший признак.
Send this to a friend