Нижний порог.
1. Если спускаться во время пения по полутонам вниз из верхнего регистра («детский» голос) в нижний (обычный голос), то после определённой ноты почувствуем, что дальнейшее пение верхним регистром затруднительно, голос становится неустойчивым и вибрирует. В то же время петь данные ноты на нижнем регистре легко и удобно.
2. При пении очень негромким голосом, поднимаясь от нижних нот вверх, мы можем обнаружить, что голос начинает срываться, переходить на верхний регистр раньше, чем, если бы мы пели громко. Найденная нота и будет нижним порогом.
Верхний порог.
Он находится при пении очень громким голосом в нижнем регистре восходящей хроматической (по полутонам) гаммы. Местонахождение срывающихся неустойчивых нот будет верхним порогом.
Зная свой диапазон переходных нот (медиума) певец уделяет ему особое внимание. Путём длительных тренировок вокалист определяет, при какой громкости целесообразней использовать верхний, либо нижний регистр. Затем певец добивается, чтобы выбор того или иного регистра при пении в области переходных нот происходил автоматически, без участия сознания.
При выборе тональности исполняемой песни, требующей участия голоса в разных регистрах, певец должен помнить следующее: кульминационные (т.е. самые громкие и высокие) ноты песни не должны находиться в области переходных нот, если по каким-то соображениям ты хочешь их исполнять верхним регистром. Такие ноты надо петь в нижнем регистре, т.к. в верхнем регистре в переходном диапазоне звуки будут звучать слабо или срываться. Если же ноты получаются слишком жесткими, крикливыми, а необходимо получить более мягкое звучание, то нужно изменить тональность исполняемой песни.
Либо её сдвинуть, если возможно, вниз, чтобы петь всё в нижнем регистре и не кричать на верхних нотах. Либо поднять тональность вверх настолько, чтобы верхние ноты звучали достаточно устойчиво в верхнем регистре (в диапазоне фальцета нижние ноты гораздо более слабые по-сравнению с верхними нотами того же регистра). Впрочем, последнее возможно, если ты уже умеешь хорошо пользоваться верхним регистром (фальцетом).
Второй этап — работа с нотами верхнего регистра.
Нижним регистром мы пользуемся постоянно во время речи. Верхний же регистр в разговоре мы практически не используем никогда, поэтому им сложнее управлять. Начинающий певец сталкивается с такой проблемой: верхний регистр слабый и тембрально неокрашенный. Но это только поначалу. По мере работы с упражнениями в верхнем регистре, звуки в нём укрепляются, звучат сильнее.
Начинающему певцу нужно помнить, что звуки верхнего регистра громче в средней и верхней части своего диапазона. Поэтому начинать работу надо именно в этом диапазоне, впоследствии опускаясь до нижних нот верхнего регистра и переходных нот, стараясь достичь такой же звучности и на этом участке.
Способ усиления громкости и звучности нижнего участка верхнего регистра.
Этот способ заключается в умении сужать вход в гортань во время пения на этих нотах. Сужение входа в гортань до нуля происходит во время задержки дыхания. Это ощущается как напряжение соответствующих мышц в глотке. Если после задержки дыхания мы, сохраняя почти то же напряжение этих мышц, чуть-чуть приоткроем их, освободив проход для воздуха и станем извлекать звуки с помощью голосовых связок, то получим необходимую позицию. При сужении входа в гортань возрастает импеданс, т.е. возрастает КПД голосовых связок, что приводит к увеличению силы звука.
Многие певцы (в основном оперные) пользуются методом сужения входа в гортань для усиления нот на всём певческом диапазоне при пении очень громких звуков.
Итак, один из способов выравнивания голоса по силе — это напряжение мышц, сужающих вход в гортань при приближении к переходным нотам и нижнему диапазону верхнего регистра и расслабление их при переходе к более высоким звука верхнего регистра или переходе в нижний регистр. Не забывайте при этом расслаблять данные мышцы в момент каждого вздоха и паузы, чтобы дать им отдохнуть.
Send this to a friend