Словарь музыкальных терминов для вокалистов и музыкантов

 

Для учеников школы вокала Stella и не только. Для всех, кто хочет быть ближе к музыке

А

Аккомпанемент (фр. accompagnement — сопровождение) — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.

Аккорд (ит. accordo, фр. accord — согласие) — созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. Аккорды подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).

Ансамбль (фр. ensemble — вместе) — 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.

Адажио (ит.   adagio — медленно,   спокойно) — 1. Медленный   темп. 2. Часть произведения (симфонии, концерта, сонаты, квартета), написанная в медленном темпе и носящая характер глубокого раздумья. 3. Медленный лирический танец в классическом балете.

Акколада (фр. accolade — соединять скобкой) — скобка (прямая или фигурная), соединяющая два или более нотоносцев при записи фортепианных, органных пьес, хоровых и инструментальных партитур.

Акустика музыкальная — наука, исследующая физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением. Акустика музыкальная изучает такие явления, как высота, сила, тембр и продолжительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы, музыкальный слух, музыкальные инструменты, певческий голос, электронная музыка и т. д.

Аллегро (от ит. allegro — веселый, живой) — 1. Быстрый, оживленный темп. 2. Часть произведения (сонатное аллегро в симфонии, концерте, сонате и т. д.). Чаще всего — первая часть. 3. Условное название пьесы, написанной в этом темпе, но не имеющей специального названия.

Альтерация (от лат. altero — изменять) — 1. Повышение или понижение любой ступени лада на полутон или целый тон при помощи знаков альтерации без изменения названия ступени. Знаки альтерации: диез (1) — обозначает повышение на полтона; бемоль (2) — понижение на полтона; дубль-диез  (3) — повышение на   тон; дубль-бемоль (4) — понижение на тон. Отмена предшествующего знака альтерации обозначается знаком бекар (5)). Случайные знаки альтерации действительны только в пределах такта, в котором они записаны. Ключевые знаки альтерации пишутся в начале нотного стана и действуют во всех октавах до конца произведения или изменения знаков. Аккорды, содержащие такие звуки, называются альтерированными.

Анданте   (ит. andante — идти размеренно, спокойно) — 1. Умеренный темп, соответствующий спокойному шагу. 2. Часть музыкального произведения, написанная в этом темпе. 3. Условное название пьесы, написанной в спокойном темпе и не имеющей специального названия,

Аппликатура   (от ит. applico — прикладывать) — 1. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах. Выбор аппликатуры является важной частью исполнительского мастерства. Для обозначения аппликатуры применяются арабские цифры, проставляемые над (или под) нотными знаками. 2. Система обозначения аппликатуры в нотах.

Аранжировка  (фр. arranger — приводить в порядок) — 1. Переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей. 2. Обработка мелодии для исполнения на музыкальном инструменте или для голоса с сопровождением. 3. Облегченное переложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте. 4. В джазовой музыке — гармонические, фактурные изменения, которые вносятся музыкантами в процессе исполнения и связаны с импровизационным стилем игры.

Арпеджио  (ит. arpeggio — как на арфе) — исполнение звуков аккорда поочередно в восходящем или (очень редко) нисходящем порядке. При записи обозначается словом arpeggio или волнообразной вертикальной линией перед каждым аккордом со стрелкой, указывающей направление арпеджио.

 

Б

Бард (англ. bard — певец) — народный певец-сказитель древних кельтских племен, в средние века — профессиональный поэт в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. Бард пел, сопровождая свое пение на сходном с лирой инструменте.

Бас  (ит. basso — низкий). Низкий мужской голос, диапазон от F до f 1, записывается в басовом ключе. Нижний голос в многоголосном произведении.

Баллада (от ит. ballade — танцевать) — в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее — литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды..

Басовый ключ — ключ из группы фа (F); один из основных ключей современного нотного письма. Показывает, что нота фа малой октавы (f) расположена на четвертой линейке нотного стана.

Бекар  (фр. becarre, буквально: бэ квадратное) — знак, отменяющий действие предыдущих знаков альтерации — бемоля и диеза. Произносится после названия ноты, перед которой поставлен (напр., фа-бекар).

Бемоль (фр. bemol, буквально:   бэ  мягкое) — знак,  указывающий на понижение ступени звукоряда на полутон. Произносится после названия ноты, перед которой поставлен (напр., си-бемоль). При буквенном обозначении слово бемоль заменяется слогом es (эс), прибавляющимся к букве, обозначающей соответствующую ноту, кроме: си-бемоль, обозначаемого буквой В (в России), а также ми-бемоль (эс) и ля-бемоль (ас).

Блюз  (англ, blues — грусть) — лирическая песня американских негров. Для блюза характерны: синкопированные ритмы, полиритмия, скользящие, не фиксируемые понижения ступеней лада (т. н. блюзовые интонации на III и IV ступенях мажора, образующие 9-тоновый «блюзовый» лад), импровизационность исполнения. Блюз существенно повлиял на формирование джаза и джазовой музыки, в которой существует как вокальная, так и инструментальная форма блюза..

Большая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки большой октавы обозначаются: 1) в басовом ключе от ноты до на второй добавочной линейке снизу до ноты си на второй линейке; 2) большими латинскими буквами (С, О, Е, F, G, А, В, Н); 3) слоговыми названиями с большой буквы (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Буги вуги — импровизационная форма в джазе, для которой типичны остинатные басовые фигуры (шафл) в ритме восьмых или восьмых с точкой и шестнадцатых в октавном движении. Исполняется чаще всего в быстром темпе.

Буквенное обозначение звуков — условное обозначение звуков буквами, которое применялось еще в Древней Греции. С X в. для буквенных обозначений звуков используется   латинский   алфавит:   А  (ля), В   (си-бемоль в России и Си у англоязычных), Н  (Си — в России), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), С (соль).

 

В

Вальс (фр. valse, нем. Walzer, от walzen — кружиться) — парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии.

Вариация — Видоизменение музыкальной темы, мелодии или ее сопровождения.

Вибрато (ит. vibrato — колебание) Прием игры на музыкальных инструментах, придающий звуку теплоту и выразительность.

Вольта (ит. volta — раз). Знак сокращения нотного письма, показывающий повторение определенного раздела музыкального произведения, но с измененным окончанием.

Восьмая нота — нота, по длительности в восемь раз короче целой ноты. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и флажком (хвостиком). В случае объединения двух или более восьмых нот флажки заменяются ребрами.

Восьмая пауза — пауза, по длительности равная восьмой ноте.

Высота звука — одно из основных качеств музыкального звука. Высота звука является результатом восприятия человеком частоты колебаний вибратора и находится в прямой зависимости от нее. Высота звука воспринимается в пределах от 16 Гц до 18—19 тыс. Гц, а интервальный компонент высоты звука — от 16 Гц до 4 — 4,5 тыс. Гц. На письме обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками.

 

Г

Гавайская гитара — шестиструнный щипковый инструмент из семейства гитар. При игре его кладут на колени, прижимая струны металлической пластинкой. Звук, имеющий своеобразный вибрирующий характер, извлекается при помощи медиатора.

Гавот  (фр. gavotte) — старинный французский танец; темп умеренный; размер 4/4 с затактом на две четверти, две или три восьмых.

Гамма — часть звукоряда в пределах октавы, в которой ступени лада идут последовательно в восходящем или нисходящем порядке. Существуют   диатонические (из 7 звуков), хроматические (из 12 звуков), пентатонные (из 5 звуков) гаммы. Исполнение различных гамм применяется как упражнение для развития техники музыканта-исполнителя.

Гармония (rp. harmonla — созвучие, соразмерность частей целого) — средство музыкальной выразительности. 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании. 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений.

Главные трезвучия — трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях мажора и минора.

Глиссандо   (фр. glissant — скользя) — исполнительский прием игры на музыкальных инструментах, заключающийся в легком и быстром скольжении пальцем по струне (арфа, смычковые, щипковые инструменты) или скольжении ногтями одного (нескольких) пальца по клавиатуре фортепиано, баяна, аккордеона, а также движения кулисы при игре на тромбоне.

Гриф (нем. Griff — ручка, рукоятка) — У струнных музыкальных инструментов специальная пластинка из твердых пород дерева, прикрепленная к верхней стороне шейки. Над грифом  натянуты струны, прижимая которые исполнитель сокращает вибрирующую часть и таким образом изменяет высоту звука. У некоторых инструментов гриф разделен на части — лады.

Громкость — слуховое представление о силе звука, возникающее в сознании человека при его восприятии и зависящее от амплитуды колебаний вибратора, расстояния до источника звука, частоты колебаний. Уровень громкости при записи обозначается терминами: fortissimo, forte, mezzo-forte, piano, mezzo-piano, pianissimo и т. д., показывающими соотношение уровней громкости, но не их абсолютное значение, измеряемое в децибелах (дБ.).

 

Д

Двойная  нота — обозначение двух звуков, одновременно извлекаемых на одном инструменте.

Дека (нем. Decke — крышка) — верхняя часть корпуса струнных музыкальных инструментов, предназначенная для создания резонанса (усиления) звука натянутых над ней струн. Дека изготовляется из специальных сортов древесины (клен, ель, пихта и др.). Колебания струн передаются через подставку (душку).

Децима   (лат. decima—десятая) — 1. Составной интервал, охватывающий десять ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 10. Дециму можно рассматривать как терцию через октаву. Большая децима составляет 8 тонов. Малая децима — 7 1/2 тонов. Десятая ступень от заданной.

Джаз (англ, jazz) — 1. Жанр эстрадной музыки, главным образом танцевального характера. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредственные предшественники джаза— спиричуэлс, блюз, регтайм и др. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование, полиритмия), специфический состав исполнителей и инструментов, использование разнообразных тембровых красок и звукоподражательных элементов. Известны различные джазовые стили: диксиленд, свинг, бибоп, кул, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, биг-бит и др.

Джаз-рок — синтез элементов джаза и рок-музыки.

Диапазон  (от гр. dia pason (chordon) — через все (струны)) — I. Звуковой объем мелодии, звукоряда, певческого голоса, музыкальных инструментов. Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком.

Диез (от  гр.  diesis — полутон) — название знака,  указывающего повышение ступени звукоряда на полутон.

Диминуэндо (ит. diminuendo — уменьшая) — знак, указывающий на постепенное уменьшение силы звука, то же, что декрешендо (decrescendo). Обозначения — dim.; dimin.

Динамика (от гр. dynamikos — силовой) — сила (громкость) музыкального звучания. Основные обозначения динамики: f (forte — форте) — громко, сильно; р (piano — пиано) — тихо, слабо; mf (mezzo-forte — меццо-форте) — умеренно громко; mp (mezzo-piano — меццо-пиано) — умеренно тихо; рр (pianissimo — пианиссимо) — очень тихо; ff (fortissimo — фортиссимо) — очень громко и т. д. Постепенное увеличение силы звучания — крешендо (cresc.); постепенное ослабление — диминуэндо (dim.). Динамика является важным выразительным средством, влияющим на восприятие музыки, вызывающим разнообразные ассоциации. Использование динамических оттенков обусловливается содержанием и характером музыки, особенностями ее структуры и стиля.

Дисгармония  (от гр. dys — отрицание и harmonia — созвучие) — несогласованность, нестройность, разлад; понятие, близкое к диссонансу.

Диссонанс (лат. dissonans — разнозвучащий, нестройно звучащий, неблагозвучный) — созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания.

Длительность — продолжительность звучания.. Основным знаком длительности является целая нота, а ее производные — половинная, четвертная, восьмая и т. д. обозначают длительность звучания по отношению к основной длительности. Особые ритмические фигуры образуют дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т д. Длительность является одним из важнейших средств музыкальной варазительности.

Доля такта — единица музыкального метра, ритма и размера. Часть длительности такта, в котором всегда ощущается чередование сильных (акцентированных) и слабых (неакцентированных) долей. Сильная доля определяет начало такта, на нее приходится главный тактовый акцент (первая доля такта). В простых тактовых размерах — одна сильная доля, в сложных — две и более, но наиболее сильной является первая. Слабая доля такта не имеет акцента, кроме случаев, когда по замыслу композитора акцент переносится с сильной доли на слабую.

Доминанта  (ит. dominanta — буквально господствующая) — 1. Пятая ступень мажорного или минорного лада, одна из главных ступеней этих ладов, находящаяся на квинту выше тоники; обозначается римской цифрой V или русской буквой Д, а также латинской D. 2. В гармонии — название трезвучия, построенного на пятой ступени мажора или минора.

Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции сверху. Обозначается V7.

Дуоль (от лат. duo — два) — ритмическая фигура, образованная путем деления трехдольного такта на две равные части. Дуоль состоит из двух нот, равных по длительности звучания трем нотам такой же продолжительности. Обозначается цифрой 2.

Дуэт (нем. Duett, от лат. duo — два) — 1. Ансамбль, состоящий из двух певцов или инструменталистов. 2. Произведение для двух исполнителей.

 

З

Звук — Наименьший структурный элемент музыки с диапазоном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. Звук, имеющий высоту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музыкальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов.

Звукоряд — I. Последовательность звуков звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.

 

И

Импровизация  (ит. improvisazione, от лат. improvisus — внезапный, неожиданный) — Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт).

Инструментальная  музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка   бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него).

Интервал (от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте.

 

К

Какофония   (от гр. kakos — дурной, и phone — звук) — сумбурное, хаотическое сочетание звуков, производящее антиэстетическое впечатление.

Камертон  (нем. Kammerton, от Kammer — комната и Топ — звук) — прибор, издающий основной тон наперед заданной высоты звука. Применяется для настройки инструментов. В настоящее время принят камертон, дающий 440 колебаний в секунду (Гц.) и обозначающий звук ля1 (а1).

Квартет  (от лат. quartus — четвертый) —  Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкантов.

Квартоль   (от лат. quartus — четвертый) — особая ритмическая фигура, состоящая из четырех нот и по длительности звучания равная трем нотам того же написания.

Квинта (лат. quinta — пятая) —  Один из основных интервалов, охватывающий пять ступеней; обозначается цифрой 5.

Квинтет  (от лат. quintus — пятый) —  Ансамбль из пяти исполнителей — певцов или инструменталистов.

Квинтоль   (от лат. quintus — пятый) — особая ритмическая фигура, состоящая из пяти нот и по длительности звучания равная четырем или шести нотам той же продолжительности.

Ключевые знаки — знаки альтерации, выписанные возле ключа и показывающие тональность произведения или его частей. Ключевые знаки могут изменяться в случае смены тональности, а также внутри текста. В первом случае прежние знаки отменяются бекарами, а вместо них выставляются новые ключевые знаки; во втором — ставится бекар, действие которого ограничивается тактом.

Кобылка — устаревшее название подставки для струн у скрипки, альта, виолончели, домры, гитары, контрабаса.

Кода  (итал. an coda, от лат. cauda — хвост) — заключительный раздел музыкального произведения, его окончание.

Колок — деревянный, пластмассовый или металлический стержень, к которому прикрепляются струны музыкальных инструментов. При помощи вращения колка можно увеличивать или уменьшать натяжение струн, т. е. настраивать инструмент.

 

Л

Лады — узкие поперечные порожки на грифе или шейке некоторых струнных инструментов (домра, балалайка, бандура, мандолина и т. д.), к которым во время игры прижимают струны, изменяя тем самым их длину и, следовательно, высоту извлекаемого звука.

Ларго — (ит. largo — широко) — самый медленный из употребляющихся в музыке темпов, применяемый в произведениях величавого, торжественного или скорбного характера. В XVIII в.

Легато   (ит. legato — связанно, слитно, плавно) — связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без перерыва между ними. Графически обозначается дугообразной чертой (лигой), соединяющей соответствующие ноты.

Лига — (ит. liga — связь, от лат. ligo — связывать) — дугообразная черта, указывающая на: а) связное исполнение группы звуков разной высоты; б) продление звука в случае объединения лигой двух или более смежных нот одной высоты. В вокальной музыке лига соединяет звуки, исполняемые на один слог текста.

 

М

Малая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки малой октавы обозначаются. В басовом ключе от ноты до между второй и третьей линейками до ноты си над пятой линейкой.

Марш (фр. marche, буквально: шествие, хождение) — музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4; alia breve, 6/8. Марш — жанр военной музыки, основа репертуара военных оркестров.

Медиатор   (лат. mediator — посредник) — приспособление (пластинка из пластмассы, кожи, дерева, металла, перо, кольцо с «когтем» и др.), при помощи которого извлекают звук на щипковых инструментах (домре, мандолине, бандуре и т. д.); то же самое, что плектр

Мелодия (от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли.

Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, мелкий) —  Старинный французский танец, исполняемый плавно и грациозно. Размер 3/4.

Метр  (от гр. metron — мера) — система организации музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом организации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры метр. бывает: простой — двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный — четырех-, шести-, девяти-, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однородных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пяти-, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каждой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель — ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.).

Метроном  (от гр. metron — мера и nomos — закон) — прибор для определения темпа путем точного отсчета длительностей метра.

Модерато   (ит. moderate — умеренно) — обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто.

Модуляция  (от лат. modulatio — размеренность, мерность) — замена основной тональности другой.

Музыкальный слух — способность воспринимать, различать, представлять и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические и другие соотношения звуков.

 

Н

Нона  (от лат. nona — девятая) — 1. Один из составных интервалов, состоящий из 9 ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 9. Нону можно рассматривать как секунду через октаву.. 2. Девятая ступень от заданной.

Нонаккорд — аккорд, состоящий из пяти различных звуков, размещенных по терциям и занимающих объем ноны.  Обозначается цифрой 9 (см. Приложение XIV). Составные звуки нонаккорда называются: основной тон (прима (1)), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7), ноновый тон (9). Нонаккорд, построенный на V ступени лада, называется доминантнонаккордом.

Нота   (ит. nota — знак, заметка) — знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их длительность. Положение ноты на нотном стане указывает высотное положение звука. По длитель¬ности ноты бывают, целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и т. д. и различаются по написанию.

Нотный стан, нотоносец — система горизонтальных параллельных линий для записи высоты звуков специальными знаками (см. Ноты). Изобретение нотного стана из четырех линий принадлежит Гвидо д’Ареццо (XI в.). Теперь используется нотный стан из пяти основных линий и определенного количества (по необходимости) дополнительных (сверху и снизу нотного стана) линеек. Ноты пишутся под линейками, на линейках, между линейками и над ними. Звуковысотное положение линий устанавливается написанием ключа, который пишется в начале нотной строки.

 

О

Обечайка — боковая часть корпуса музыкальных инструментов, имеющих две деки.

Октава   (лат. octava — восьмая) — 1. Интервал, состоящий из восьми ступеней. Обозначается цифрой 8.  Восьмая ступень от заданной.

Открытая струна — струна, не прижатая к грифу во время игры.

 

П

Параллельные тональности — В мажоро-минорной системе ладов — две тональности (мажорная и минорная), имеющие одинаковые ключевые знаки.

Пауза  (от гр. pausis — перерыв) — 1. Перерыв звучания на заранее определенный промежуток времени. 2. Знак, указывающий относительную длительность паузы (1). По длительности паузы бывают такими же, как и ноты.

Пентатоника, пентатонный звукоряд (от гр. pente — пять и ton — тон) — лад, в звукоряде которого нет полутонов , состоит из пяти звуков.

Первая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки первой октавы обозначаются: 1) в скрипичном ключе от ноты до на первой добавочной линейке снизу до ноты си на третьей линейке.

Подгрифок — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая для прикрепления нижних концов струн (см. струнодержатель).

Позиция   (от лат. positio — положение) — 1. Положение рук во время игры на музыкальных инструментах. 2 Положение левой руки во время игры на струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели, домре и т. д.). позволяющее исполнить заданную последовательность звуков  без смещения руки.

Половинная нота — нота, по длительности вдвое короче целой. Обозначается овалом со штилем.

.Половинная  пауза — пауза, по длительности равная половинной ноте.

Полонез  (фр. polonaise — польский) — старинный бальный польский танец-шествие торжественного характера. Размер 3/4.

Полутон — минимальное расстояние между двумя звуками, принятое в современной музыкальной системе: интервал, служащий мерой для определения величины всех остальных интервалов; одна двенадцатая часть октавы.

Прелюд, прелюдия (от лат. praeludo — делаю вступление) — Небольшое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импровизационный характер.

Престиссимо (ит. prestissimo — превосходная степень от быстро) — обозначение очень быстрого темпа.

Престо  (ит. presto — быстро) — быстрый темп.

Прима (лат. prima — первая) — Интервал, образованный звуками одной и той же ступени. Обозначается цифрой. Чистая прима — интервал, не имеющий тонового значения (0 тонов).

Проходящий звук — неаккордовый звук, появляющийся между двумя аккордовыми звуками при поступенном движении вверх или вниз.

 

Р

Размер — см. Метр.

Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произведений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами.

Репетиция (лат. repetitio — повторение) —  Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению.

Реприза  (от фр. reprise — повторение, возобновление) — Повторение раздела музыкального произведения. Часть формы, ограниченная знаками повторения.

Ритенуто    (ит. ritenuto — задерживая) — неподготовленное замедление темпа.

Ритм  (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.

Ритм энд блюз — урбанизированная модификация блюза, отличающаяся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.

Ритмика — Совокупность проявлений ритма в музыке.

Ритмический рисунок — определенный порядок группировки долей такта или самих тактов, последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).

Рифф — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминающейся фразы, с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, современном джазе, роке.

Рок-н-ролл   (англ. rock’n’roll, rock and roll — качайся и крутись) — направление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки.

Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера.

Рубато   (ит. rubato) — ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.

 

С

Сарабанда   (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4.

Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.

Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6.. 2. Шестая ступень от заданной.

Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания.

Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, образованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. 2. Вторая ступень от заданной.

Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в басу.

Септима   (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. 2. Седьмая ступень от заданной.

Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания.

Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.

Сила звука — см. Громкость.

Синкопа  (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.

Соло  (ит. solo — один) —Музыкальное произведение для одного исполнителя (с сопровождением или без него).

Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g).

Сонатина  (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.

Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, исполняемыми стаккато.

Струнодержатель — см. Подгрифок.

Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.

Субдоминанта  (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Четвертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.

Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода изменение динамики, темпа и др.

Сфорцандо    (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.

 

Т

Табулатура (от лат. tabula — доска) — 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр.

Такт (от лат. tactus — прикосновение, касание) — единица метра. Такты бывают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в начале произведения, а при смене метра — перед новым тактом. Такт начинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.

Тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан и отделяющая один такт от другого.

Темп  (от лат. tempus — время) — скорость развертывания музыкальной ткани произведения в процессе исполнения или представления, определяемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп произведения определяется специальными терминам.

Терция  (лат. tertia — третья) — 1. Один из основных интервалов, охватывающий три ступени. Обозначается цифрой 3.

2. Третья ступень от заданной.

Тон (от гр. tonos — ударение) — Звук, имеющий определенную высоту.

Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).

Тоника  (ит. tonica, от гр. tonos — ударение) — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяготеют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.

Точка — 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполнения ноты стаккато (помещается над или под нотой).

Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere — переставлять) — перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую тональность того же наклонения без всякого изменения.

Трезвучие — основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами.

Трель  (от ит. trillare — дребезжать) — вид мелизма, быстрое многократное чередование двух смежных звуков звукоряда.

Тремоло  (ит. tremolo — дрожащий) — 1. Быстрое многократное повторение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.

Третья октава — часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху.

Тридцать вторая нота — нота, по длительности в тридцать два раза короче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.

Тридцать вторая пауза — пауза, по длительности равная тридцать второй ноте.

Трио  (ит. trio) —  Ансамбль, состоящий из трех исполнителе.

Триоль  (от лат. tres — три) — особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозначается цифрой 3.

Тутти (ит. tutti — все) — исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.

 

У

Ундецима  (от лат. undecima — одиннадцатая) —1. Один из составных интервалов, охватывающий 11 ступеней. Обозначается цифрой 11. 2. Одиннадцатая ступень от заданной.

Унисон   (ит. unisono — однозвучный) —1.Одновременное звучание голосов на одной ступени звукоряда, чистая прима. 2. Исполнение одной партии несколькими певцами или инструменталистами.

Упражнение — Музыкальное произведение, предназначенное для учебных занятий по технике пения или игры на музыкальном инструменте.

 

 

Ф

Фа  (fa) —  Одно из слоговых названий звуков, то же, что F или f.

Фермата  (ит. fermata — остановка, задержка) — знак звучания, позволяющий исполнителю удлинить ноту по своему усмотрению, обычно в 1’/2—2 раза.

Флажолет  (фр. flageolet — свирель, флейта) — 1. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/з, 1/4  и т. д. ее длины) и состоящий из гармоник основного тона струны. 2. Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.

Фламенко (исп. flamenco, буквально: цыганский) — музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окраска, возбужденность, ритмическая неустойчивость.

Форте (от лат. fortis — сильный) — основное обозначение силы звука — громко. Сокращенно обозначается буквой f.

Фортиссимо (ит. fortissimo) — высшая степень громкости, очень громко. Обозначается ff.

Форшлаг   (нем. Vorschlag — перед ударом) — название мелодического украшения, состоящего из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку мелодии.

Фьюжн — направление, развившееся из джаз-рока, характеризуемое синтезом рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким использованием электрических и электронных музыкальных инструментов.

 

Х

Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.

Хроматизм (от rp. chroma — цвет) — изменение высоты ступеней звукоряда на полутон или два полутона без изменения названий.

Хроматическая гамма — восходящая или нисходящая 12-ступенная гамма, образуемая путем заполнения целых тонов диатонической гаммы альтерированными ступенями.

 

Ц

Целая нота — основная условная единица ритмической длительности. Обозначается незаштрихованным овалом.

Целая пауза — пауза, по длительности равная целой ноте.

 

Ч

Частота — количество колебаний вибратора за единицу времени (секунду). Высота звука прямо пропорциональна частоте. Единица измерения частоты — герц (Гц).

Часть —1. Каждая из пьес, составляющих циклическое произведение. 2. Относительно законченный раздел музыкального построения, который от других разделов отличается использованием отдельной темы, тональности и т. д.

Четвёртая  октава — часть музыкального звукоряда. Звуки четвертой октавы обозначаются в скрипичном ключе от ноты до над пятой добавочной линейкой сверху до ноты си над восьмой добавочной линейкой сверху.

Четвертная нота — нота, по длительности в четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем.

Четвертная   пауза — пауза, по длительности равная четвертной ноте.

 

Ш

Шестнадцатая нота — нота, по длительности в шестнадцать раз более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и двумя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестнадцатой длительности, флажки можно заменять двойными ребрами.

Шестнадцатая  пауза — пауза, по длительности равная шестнадцатой ноте.

Шестьдесят четвёртая нота — нота, по длительности в шестьдесят четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и четырьмя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестьдесят четвёртой длительности, флажки можно заменять четырьмя ребрами).

Шестьдесят четвёртая пауза — пауза, по длительности равная шестьдесят четвертой ноте.

Штиль   (гр. stylos — палочка) — вертикальная черточка, прибавляемая к овалу половинной, четвертной, восьмой, шестнадцатой и т. д. ноты.

 

Э

Этюд   (фр. etude — изучение) — Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.

Эфы — резонаторные прорезы в верхней деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на латинскую букву f.

 

курсы вокала
 

БЫСТРЫЙ ЗВОНОК

Send this to a friend