Данная статья открывает наш новый раздел – «Терминология вокала». Почему именно тенор? Честно говоря, каких-то особых предпосылок к тому чтобы начать раздел именно с них не было.
Вокал это не только выступления на сцене и демонстрация своего голоса, но и обширные знания теории и истории вокала. Разве самому не интересно, каким голосом ты поешь и как это можно использовать с максимально положительным результатом. А как это делали другие? Ну что же, наверное, хватит прелюдий. Пора приступать к серьезному и вдумчивому изучению теории вокала
Вообще то, слово тенор пришло к нам из итальянского и буквально означает – держу, направляю. Если говорить простым языком, то определение тенора будет звучать как: высокий мужской голос. А если по научному, то — мужской голос в диапазоне от малой до второй октавы в сольных партиях и до ноты соль, ля – первой октавы в хоровых.
Особую ценность у теноров представляют так называемые «королевские ноты». Это теноровые си-бемоль первой и до второй октавы. Эти две ноты не только зрителю доставляют удовольствие (по крайней мере, ценителям этого искусства), но и обеспечивает неплохие гонорары исполнителю. Итальянские учителя пения говорят: тенор это верха, бас это низы. И действительно, тенор со слабыми верхами вряд ли сможет рассчитывать на сольные партии. В лучшем случае его возьмут в хор. Что касается остальных характеристик голоса, например: тембр, сила, подвижность, то это качества, которые необходимы каждому уважающему себя певцу. Поэтому заострять внимания на них мы не будем, по крайней мере, в этой статье.
Теноров подразделяют на: драматических, лирических, лирико-драматических и более редких — контр теноров и теноров-альтино.
Итак:
Лирический тенор
Его еще часто называют — тенор «ди-грация», что означает — тенор изящества и красоты звука. Диапазон такого тенора поднимается до ноты до, до-диез, второй октавы.
По силе звука лирические теноры уступают драматическим. Обычно тенору лирическому поручают исполнение таких произведений, где необходимо показать певучесть и мягкость звука и продемонстрировать всю гамму чувств. В хоре их обычно ставят в партию первых теноров.
Популярные лирические теноры: Барра Дженарро,
Николай Басков, Блейк Роквелл, Бончи Алессандро, Веселовский Александр, Градский Александр, Николай Гедда, Иван Козловский и многие другие.
Драматический тенор
Название драматический говорит само за себя. Очень сильный насыщенный голос! Его часто путают с лирическим баритоном. Диапазон драматического тенора — от ля большой октавы до ноты до второй октавы. Тенора, обладающие таким голосом, исполняют в основном партии мужественных сильных и энергичных героев.
На итальянском языке он звучит как — Tenor di forza, т.е. сильный, яркий. Как мы уже говорили выше, драматические теноры имеют более сильный голос по сравнению, скажем с лирическими.
Знаменитые драматические теноры:
Андгуладзе Давид Ясонович, Третьяк Василий Яковлевич, Иманов Лютфияр Муслим оглы, Пумпянский Михаил Аркадьевич, Иван Васильевич Ершов.
Лирико – драматический тенор
Лирико-драматический тенор, как следует из названия, соединяет в себе черты как лирического, так драматического тенора. Он похож на лирико-драматическое сопрано. Имеет такие же развитые верхний и нижний регистры и крепкую середину. Лирико- драматический тенор уступает по своей силе и насыщенности чистому драматическому. К лирико-драматическим тенорам можно отнести таких личностей как: Левенсон, Соловьяненко, Анатолий Борисович, Лазарев, Владимир Иванович, Артур Кейш, Донской, Лаврентий Дмитриевич, Дамаев, Василий Петрович.
Контр тенор
Вот мы и добрались до контр теноров. До недавнего времени был редким, но теперь все больше набирает популярность. Контр тенор из всех теноров обладает самым высоким голосом. Контр в данном случае обозначает «выше». Хотя в некоторых источниках приводятся и другие варианты толкования.
Про контр теноров говорят, что это мужчины, поющие женским голосом, но это не совсем так, точнее совсем не так. Не может мужчина петь женским голосом! Мужской контр тенор соответствует по высоте женскому контральто, сопрано или меццо-сопрано.
До сих пор никто не может точно сказать что-то определенное о природе контр тенора. Некоторые считают, что контр тенор — это хорошо развитый фальцет. Другие считают, что он имеет природу фальцета, но фальцетом в чистом виде не является.
Есть мнение, что контр тенор — это не фальцет, а просто мужской голос с большим диапазоном. Особенностью контр тенора является то, что фальцет есть у каждого мужчины, но не каждый может научиться петь контр тенором — для этого необходимы особые данные, которые невозможно приобрести.
Раньше мальчиков кастрировали для того, чтобы они приобрели способность петь высоким голосом. В связи с этим, в народе часто бытует мнение, что контр тенора – кастраты. Это не так, контр тенора в отличие от кастратов являются полноценными мужчинами!
Тенора-альтино
Очень похож на контр тенор, но самое простое объяснение для тех, кто ищет разницу между ними это то, что голос тенора-альтино звучит как мужской в отличие от контр тенора, в котором присутствуют «женские» оттенки.
Это голос не большого объема, что несколько ограничивает доступный тенору-альтино репертуар. Знаменитые тенора-альтино: Валерий Кипелов, Михаил Кузнецов.
Характерный тенор
Этот тенор отличается от других особой, присущей только ему, тембровой окраской и, в основном, получает роли второго плана. Голос характерного тенора — это голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения небольших «специфических» партий, содержащих «характерные» оттенки. Такой тенор может не иметь такого широкого диапазона как другие тенора, но тем, что имеет он должен владеть в совершенстве, т.е. быть особенно выразительным, способным изобразить, например: вкрадчивый шепот, лесть и другие специфические партии.
Примеры характерных теноров: Пантелей Мелехов, Островнов Яков.
Send this to a friend