«Как любой хороший мост имеет качественную опору, так и любой хороший голос должен иметь качественную опору!»
Сегодня речь пойдёт о важнейшем дыхательном упражнении. Это упражнение на обретение опоры дыхания, оно рекомендуется всем, кто так или иначе связан с дикторской, актёрской и вокальной деятельностью.
Так вот, ощущение опоры есть ощущение сопротивления воздушной струи внутри вокально—дыхательного аппарата. Оно ощущается опытным артистом или певцом во время пения или проговаривания текста.
Не верьте тому, кто говорит, что пение должно быть абсолютно без напряжения, что речь не требует дыхательной опоры, это не совсем так.
Звук — это колебание, любое колебание — это энергия, любая энергия — работа. Но не любая работа — есть перенапряжение. Напряжение мышц вокального аппарата должно быть ровно таким, чтобы извлечь звук, на нужной высоте, с нужной динамикой, тембральной окраской, нужной открытости. Так вот, чем больше «верного» опыта у вокально—речевого аппарата , тем меньше напряжения испытывает артист при звукоизвлечении.
Кстати, при речи напряжение мышц значительно слабее, практически не ощущается, но неподготовленный спикер часто не справляется и с такой нагрузкой, если говорить приходится более 20—30 минут подряд.
С чего же начать, как приобрести «верный опыт», как «поймать» это мифическое животное «опору»?
Нужно упражняться.
Для начала необходимо правильно вдохнуть. В статье «Техника вокального вдоха.Взятие Дыхания.» вы найдете необходимый материал по этой теме.
Итак, мы вдохнули (если только через рот, старайтесь минимизировать количество вдохов через рот, исключительно бесшумный вдох), либо через рот и нос(тоже бесшумно), либо только через нос (чередуем способы вдоха), почувствовали расширение в нижней части грудной клетки и живота, следим за осанкой.
Так же следует помнить, что громкий вдох через рот ведет к пересыханию слизистой. Теперь производим выдох через рот, но на букве «С», отлично! Обратите внимание на ощущение «внутреннего» давления воздуха. Вы должны почувствовать, что от кончика языка и до самого живота появилось ощущение воздушного столба — это и есть опора.
Мастера часто упоминают еще и так называемую резонаторную опору звука, это по сути дела ощущение той же самой воздушной струи, но уже озвученной тембром. Так вот, точка её приложения (например: зубы, мягкое или твёрдое нёбо) помогает артисту прямо «на ходу» прочувствовать правильность собственного звучания и корректировать свои действия.
Важность упражнения «С» для ощущения воздушной опоры трудно переоценить. Ведь тут с вас снимается все факторы контроля над тембром, так как его мы не включаем, что позволяет сконцентрироваться на упражнении и всего нескольких факторах:
Правильный вдох — пытайтесь с самого начала правильно брать дыхание;
Выдох на букве должен быть экономным;Ваша «С» может быть очень тихой, к этой громкости вы придете в целях экономии;
Не теряйте фонетический окрас буквы, она должна быть буквой «С» на любой громкости;
Увеличивайте время выдоха;
Следите за тем, чтобы буква не дрожала, старайтесь удерживать постепенный выдох;
Не работайте на «издыхании», то есть, когда уже дрожание звука «С» становится частью физиологической потребности вдоха;
Не позволяйте животу глубоко втягиваться в конце выдоха;
Как только чувствуете, что дыхание заканчивается, выбрасывайте воздух со слогом «Са!», челюсть идет вниз, голос не подключаем.
Не перенапрягайтесь!
Send this to a friend