Микст (слово произошло от латинского “mixtus”, что означает “смешанный”) – регистр голоса, где смешивается грудное и головное резонирование. Еще его называют “микстовым пением“.
Казалось бы, определение очень простое, но оно вызывает много вопросов.
Первый вопрос, наиболее очевидный – если есть смешанное пение, значит, есть и несмешанное? Конечно, есть, можно петь отдельно головой или отдельно грудью.
Первое и самое очевидное – это позволяет раскрыть все богатство тембра по всему диапазону. Голос, звучащий только на одном резонаторе, беднее, чем звучащий на обоих резонаторах сразу.
Второе – если ты используешь оба резонатора, тебе становится проще переключаться вверх-вниз, и твои переходники сглаживаются, становятся менее различимы, переход происходит мягко и плавно.
Термин: когда переключение с регистра на регистр не происходит плавно, а скачками или урывками, и это слышно (голос как бы “переключается” и делается другим), говорят о “пестрости звука“. Это может быть обусловлено недостаточно хорошей техникой пения, а также индивидуальными врожденными особенностями.
Хорошо, с пользой смешивания разобрались.
У женщин есть середина, где они использует оба резонатора – значит, у нее микст есть природно, а у мужчин нет? Если говорят, что мужчина поет микстом, это понятно – это означает, что он поет, используя оба резонатора. А если говорят то же самое про женщину? Что это означает – что она поет микстом по всему рабочему диапазону или она поет своей серединой?
Налицо путаница в терминах, и я бы рекомендовала их различать. Микст – это средний женский регистр, и, если речь заходит о том, что вокалистка поет именно серединой, то тогда его еще можно назвать медиумом, чтобы избежать непонимания. Микстовое пение – это такое пение, когда по всему диапазону (или по большей его части) используются оба резонатора. (Мы сейчас не будем лезть в дебри и утверждать, как некоторые музыкологи, что в идеале регистры должны быть сращены в соотношении 50/50, это более чем спорно, пока что просто примем, что регистры соединяются, неважно, в какой пропорции.)
Но даже такое различение терминов не спасает ситуации. Это только на бумаге гладко, а на самом деле серединный регистр вовсе не означает использования обоих резонаторов сразу! Да, природно женский голос предрасположен к смешиванию регистров, тогда как мужчины природно поют грудью, и педагоги, бывают, тратят очень много времени, “доставая” их головное звучание. Но это не абсолютное правило. Бывают голоса с природной хорошей серединой, но они скорее исключение.
С проблемой так называемого “склеивания” регистров сталкивались, кажется, все женщины-вокалисты. Особенно это характерно для колоратурных сопрано – их голос природно представляет собой отдельно грудное резонирование и отдельно головное, и может потребоваться много времени, чтобы поставить их голос на правильную позицию (школа вокала Киев), чтобы регистры склеились сами по себе, и даже и тогда возможны проблемы.
Резюмируя все вышесказанное.
Send this to a friend