Никто не будет спорить, что «прокачанный» в высоком диапазоне голос – это мечта любого вокалиста. А пение фальцетом – красивый трюк, широко раздвигающий возможности артиста, независимо от жанра. При этом, если у певца природный голос – баритон, то фальцет поможет ему пропеть любые партии, которые поются очень высоко.
Но как научиться петь высокие ноты? Ведь страх перед ними у начинающих вокалистов велик. И причин тому множество, главная из которых – психологическая. Ибо, на самом деле, брать высокие ноты не так уж и сложно. Всё зависит от того, как подойти к обучению.
Правило первое.
Освойте резонаторное пение. И это касается не только высоких нот. Используя головной резонатор, Вам будет гораздо проще увеличивать силу голоса на высоких нотах. Контролируйте свое пение с помощью руки, наложенной на темя. Под ней должна ощущаться вибрация. Это значит, что Вы направляете поток воздуха не наружу, а в одну из пустот, образованных костями черепа. Чем выше ноты, тем отчетливее должна быть вибрация, смещаясь от темени к затылку.
Некоторые преподаватели на вопрос о том, как научиться петь высокие ноты, советуют петь в «маску». Этот термин обозначает, что вибрация должна ощущаться в верхней половине лица (как маска арлекина). Но часто бывает так, что вокалист, пытаясь добиться таких ощущений, начинает петь «в нос». Чтобы этого избежать, используйте теменные ощущения, а не лицевые.
Правило второе.
Дышите животом. Это значит, на вдохе выпячивайте его, а на выдохе – тяните к позвоночнику. Грудная клетка при этом остаётся неподвижной. Потренироваться можно так: положите на живот какой-нибудь предмет и лягте на спину. Теперь дышите так, чтобы предмет опускался и поднимался, а ребра оставались неподвижными.
Такой тип дыхания позволяет телу находиться в расслабленном состоянии. А это важно, потому что мышцы горла не должны спазмировать и сжиматься от перенапряжения.
Дыхание животом также способствует развитию певческой выносливости. Если добавить сюда непродолжительные, но постоянные прыжки через скакалку, то Вы будете обладать замечательным дыханием для покорения вокальных Олимпов.
Правило третье.
Постепенность. Так как научиться петь высокие ноты – задача достойная, но не простая, то не форсируйте события. Пойте сначала в удобном речевом диапазоне, постепенно расширяя его. Не относитесь к высоким нотам, как к чему-то особенному и не представляйте их действительно «на высоте». Лучше воображайте горизонтальную линию, где высокие ноты расположены правее низких (как на пианино). Так будет намного легче потом перепрыгивать с низкого звучания на высокое, минуя среднее. Наше воображение творит чудеса. То, как Вы думаете, меняет Ваш организм и заставляет его подстраиваться под Ваши желания.
Правило четвёртое.
Будьте собой. Выработайте свой индивидуальный стиль исполнения. Нет ничего зазорного в том, чтобы «позаимствовать» у любимого кумира в свой сценический образ какие-то моменты. Но не надо копировать целиком. Развивайте ощущение внутренней свободы. Оно даст толчок на эксперименты с имиждем, и выделит Вас на фоне других исполнителей.
Send this to a friend