Многие вокалисты считают, что теория музыки им не нужна, и ноты знать не обязательно. Достаточно красиво и чисто петь, а гармонию и сольфеджио должны знать только профессиональные музыканты. Мы же рекомендуем изучать эти предметы, если не в музыкальной школе или в школе вокала, то хотя бы ознакомиться с основными понятиями начальной теории музыки.
Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная ладовым и метроритмическом отношением, выражающая определенную музыкальную мысль.
В мелодии некоторые звуки выделяясь приобретают характер опорных- они называются устойчивыми.
Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым.Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
Cистема взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом.
Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает музыке определенный характер.
Мажорный лад (тоническое трезвучие)
Мажорный — маж3 — аккорд2 (б3+м3= ч5)
Минорный лад (тоническое трезвучие)
Минорный- мал3- мин3 (м3+б3 = ч5)
Высота,на которой расположен лад, называется тональностью.Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.
Политональность -одновременное использование двух тональностей (соль — минор — аккомпанемент, си-бемоль — мажор — исполнение мелодии)-это родилось от перехода одного лада к другому.
Равномерное чередование сильных и слабых долей, называется метром.Метр является принадлежностью музыкального ритма.
Сильную долю на письме мы отмечаем тактовой чертой.Метр на письме обозначается размером.
Это метр, каждая доля которого выражена определенной длительностью.
Размер обозначается чертой дроби:
Верх — количество долей в такте
Низ -длительность доли.
2 3 4 6
4 4 4 8
Если музыка начинается со слабой доли (образуя неполный такт) — это называется затактом.Время занимаемое музыкой от одной сильной доли до другой называется тактом.Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно называются двухдольными.
2 2 2
2 4 8
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли называются трехдольными
3 3 3
2 4 8
Расположение длительности внутри такта называется группировкой длительности.
Метры имеющие несколько акцентов называются сложными
4 4 6 6
4 8 8 4
Ритмом называется соо
тношение длительностей звуков в их последовательности.
Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры) из которых складывается ритмический рисунок. Основные длительности звуков:
Целая Половина
Четверть Восьмая
Синкопа — несовпадение метрического и ритмического акцента, перенесение акцента с сильной доли на слабую.
Синкопа бывает затактовая и внутри тактовая.
Октава состоит из семи основных звуков, но разделена на 12 равных промежутков – полутонов. Расстояние полутон встречается только между двумя парами соседних белых клавиш – ми-фа и си-до. Между остальными соседними белыми клавишами расстояние всегда составляет
2 полутона, или тон. Поэтому, для обозначения промежуточного звука между нотами до и рэ, рэ и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си применяются специальные знаки.
— диез – знак повышения звука на полтона.
— бемоль – знак понижения звука на полтона.
— бекар – знак отмены диеза или бемоля.
Все эти знаки пишутся перед нотой. Если знаки поставленный около ключа, означают, что во всей пьесе ноты, соответствующие по названию этим знакам, надо петь с диезом или бемолем. Знаки стоящие около ноты, сохраняются только в одном такте в той же октаве.
В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи.Отдельные длительности приходятся на слог, не объединяются в группу с соседними длительностями. Если на слог приходятся несколько звуков, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу.
Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.
Темп на письме обозначается метрономом или терминами.
Send this to a friend