Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, гибок, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.
Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.
Довольно часто вокалисты, обучающиеся (или уже обученные) академическому вокалу, удивляются той типологии голосов, которая принята на эстраде. Там нет деления на высокое меццо и низкое меццо, зачастую нет даже деления на меццо/контральто, есть только высокие голоса (сопрано и тенора) и низкие (меццо, контральто, баритоны и басы).
Но как же так, негодуют академики. Ведь у одного только сопрано несколько подтипов, и их нельзя обучать одинаково. Но какая разница, возражают им эстрадники, высокое это сопрано или низкое, если звучат они похоже?
Правда, как всегда, находится где-то посередине. Иными словами, здесь правы обе стороны и неправы одновременно.
Действительно, при эстрадном пении часто не слышна разница между, скажем, колоратурным сопрано и лирическим, между низким меццо и высоким контральто. Но если она не слышна, это же не значит, что ее нет?
Иногда с возрастом тип голоса может измениться (чаще всего в сторону понижения. Например, Луция Попп, которая начинала карьеру как колоратурное сопрано, закончила как центральное лирическое сопрано. Но такие случаи являются скорее исключениями. Гораздо чаще под словами “я теперь не драматический тенор, а лирический баритон” имеется в виду не реальное изменение голоса, а то, что ранее его определяли неправильно, сам же тип голоса оставался неизменным. Вообще вопрос об определении типа голоса один из самых сложных.
Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).
Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.
Send this to a friend