А сегодня темой моей статьи будет интереснейшая, на уровне танцев с бубнами, тема о вокальной позиции.
Сначала перейдём к определению, что уважаемые гуру вокала под этим подразумевают.
В нескольких словах это означает такое положение гортани, мягкого нёба, языка, нижней челюсти, озвученного и не озвученного тембром звука,
при котором вокальнорезонаторный потенциал вокалиста раскрывается наиболее полно, обеспечивая благозвучность нот, их полётность,
художественную выразительность.
Сюда я бы ещё добавила:«на данном конкретном этапе развития вокалиста», и «при правильном дыхании», так как все вышеприведенные
свойства развиваются еще и благодаря практике, а не только посредством соблюдения каких-либо базовых правил. Поэтому, как я люблю
говорить : «всё развивает всё».
Еще вокальной позицией называют точку приложения вашего вокального звука, куда вы его направляете, и где ощущаете самый сфокусированный
резонанс.
Также вокальной позицией называют, смешивая с понятием вокальная поза, — положение тела, грудной клетки и так далее при пении.
Как же, в таком случае, новичку понять, что есть «вокальная позиция». В глобальном плане — это множество скоординированных и,
в основном, приобретенных практикой, ощущений.
Поэтому, дорогие друзья, предлагаю, как и во всех непростых, многосложных процессах, двигаться от простого к сложному.
А начать я предлагаю с положения мягкого нёба! Это положение в певческих кругах принято называть « вокальный зевок».
Вспомните, как часто преподаватели игры на тех или иных музыкальных инструментах говорят о важности сохранения пластичного,
ненапряжённого тела, рук. Так вот в случае с вокальным зевком это замечание тоже будет весьма актуально. Нужно избегать ненужного
напряжения, а остается только, так называемое «тонусное напряжение».
Что означает «тонусное напряжение», это такой уровень мышечной готовности, когда способность к действию по сигналу головного мозга
максимальна.
Упрощая — это наша с вами мышечная готовность к пению.
Итак, дорогие друзья, потренируемся в постановке вокального зевка. Хочу подчеркнуть, что с зевком напрямую завязано слегка пониженное
положение гортани.
Сейчас просто попытаемся зевнуть… отлично! Еще разок, обратите внимание, что когда мы зеваем, наше мягкое нёбо поднимается вверх,
образуя купол. В месте, где нижняя часть уха соединяется со скулой, должна образовываться ямочка, проверьте этот момент!
Язык оставляем на месте — сразу за нижними, передними зубами, на нижней челюсти, слегка их касаемся, это очень важно, так как на языке
частично лежит пресловутая «близость» звука. Просто поверьте на слово и не пропускайте ошибки!
Проведите языком от верхних зубов, по верхнему нёбу, назад, в сторону задних зубов и глотки, обратите внимание, как твёрдая часть верхней
челюсти, в определенный момент переходит в эластичную, мягкую часть — это и есть мягкое нёбо. Еще проще — там можно увидеть с
помощью зеркала маленький язычок.
Для наглядности привожу рисунок, где soft palate — мягкое нёбо, hard palate — твёрдое нёбо.
Итак, зевая, мы отмечаем, насколько увеличился объем нашего «природного купола» во время зевка, отлично.
Обратимся к своим ощущениям — если сильно, долго и глубоко зевать, появляется достаточно сильное напряжение в области гортани и
мягкого нёба. Так вот, правильным ощущением будет такое, зеваем, поднимаем нёбо, чувствуем напряжение от того, что сильно опустилась
гортань и поднялось нёбо, а теперь медленно-медленно начинаем возвращать всё в исходное положение, в первую же секунду, при опускании,
как только напряжение исчезнет, остаемся в такой позиции — это и есть правильное ощущение зевка! Вы молодцы!
Подчеркну, что у профессиональных вокалистов, нёбо поднимается еще выше и без напряжения, причем, чем выше ноту он берёт, тем выше
поднимается нёбо.
Об этом мы поговорим в статье про резонанс.
Итак, за чем нужно будет уследить, занимаясь этим упражнением:
Найти комфортное положение зевка, важно,чтобы голос не заглублялся!Избавиться от избыточного напряжения;
Следить за положением языка — на нижней челюсти, слегка касается передних нижних зубов;
Следить за положением челюсти (впадинка у места соединения мочки уха со скулой);
Получаем удовольствие от процесса.
Ну, я думаю, основной курс понятен, тренируйтесь в обретении правильного зевка и положения гортани(это некое среднее положение, не нужно
крайностей).
Send this to a friend