Если вы до сих пор уверенны, что пение – удел избранных, что не всем дано издавать прекрасные чистые звуки, то вы полностью во власти убеждающего вас мифа о том, что некоторым просто-напросто «медведь на ухо наступил», и они никогда не смогут петь.
На самом деле, если вы умеете говорить, дышать, смеяться и вообще испытывать хоть каплю удовольствия от жизненного процесса, то и петь вы тоже сможете. Интонировать звук, т.е. воспроизводить звуки определенной высоты, не так уж и сложно.
Однако это может стать целой проблемой для некоторых, особенно, если в раннем детстве кто-то сказал, что вы поете не чисто, что музыкант из вас не получится НИКОГДА. (А что такое «петь чисто» Вы не знаете). И такое умозаключение сразу же становится вашим убеждением, врастая в личностную структуру. А уж потом, чтобы вы не делали, где бы не прослушивались, пение «по голубым клавишам» становится судьбой.
Действительно, в детстве многие из нас страдают отсутствием чистой интонации. Но данный факт никак нельзя считать фатальным. Я называю таких детей (или уже взрослых людей) «временно неверно интонирующими». Представьте себе такое неврозоподобное состояние, как заикание, когда человек пытается сказать фразу, одновременно испытывая какой-то внутренний страх от процесса собственной речи. Не будем сейчас вдаваться в причинные подробности, которых можно найти множество. Такой же страх испытывает временно неверно интонирующий человек перед тем, как воспроизвести звук определенной высоты, разрушая все связи звуковых анализаторов головного мозга и голосовых связок. Именно страх в буквальном смысле наступает на ухо, а не пресловутый медведь.
Когда проблема вскрыта, можно приступать к ее нейтрализации. Полностью избавившись от страха перед пением, можно петь!
В моей практике такие случаи – не редкость. «Изгонять медведя» приходится не только у детей, но и у вполне взрослых людей, желающих доказать всему миру, что они все-таки полноценны.
Итак, начнем.
Во-первых, полностью откажитесь от доказывания всему миру своей полноценности. Чем старательнее вы будете доказывать Полноценность, тем сильнее укрепляется вера окружающих в вашу НЕ — полноценность. Заметьте, что игра с частицей «не» довольно опасна. Если вы ее убираете из одного места, она тут же появляется в другом, совершенно для всех неподходящем. Исследования психолингвистики уже давным-давно это доказали.
Кроме того, надо всегда помнить о принципе равновесных сил. Как только мы в чем-то применяем больше усилий, чем это в данный момент необходимо, наши старания превращаются в свою противоположность. Это и есть знаменитый закон подлости.
Из своего опыта скажу вам, что само по себе доказывание никогда ни к чему не приводит, т.к. обычно человек увлекается им как процессом, а суть и поныне там — сидит себе тихонечко, скромненько и посмеивается над всеми.
Во-вторых, вспомните, что вы все-таки умеете разговаривать. Это так? Ну-ка, поговорите: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять». Получилось. Я слышу. Теперь сразу же подходим к инструменту и находим ваш собственный, ваш личный, т.е. тот, который принадлежит только вам, является вашей гордостью, примарный тон. Конечно, лучше, если его найдет ваш преподаватель по вокалу или просто хороший друг, с которым вам приятно и комфортно общаться. Примарный тон – это тот звук, который чаще всего повторяется в вашем разговоре и высоту которого можно без труда определить на инструменте. Под инструментом я понимаю фортепиано.
Если вы нашли вашу гордость, ваш примарный тон и запомнили его, можете приступать к третьему пункту.
В-третьих, от примарного тона выстраиваем все дальнейшие упражнения. Начните с упражнения на большую секунду и спойте хотя бы пару нот на первый раз. А вот теперь стоп! Куда разбежались? Начали стараться? Зачем пытаться петь громко? Дорвались до сладкого? Если есть рядом стена, прислонитесь к ней. Как? Вы сидите? Встаньте немедленно. Уважающий себя певец должен петь стоя.
Итак, вы прислонились, нашли опору в виде стеночки. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Теперь прослушайте два звука, один из которых ваш родной примарный тон. Попробуйте спеть их «в уме». Я уверенна, что «в уме» вы их спели чисто. Теперь тихонечко, никуда не спеша, произнесите их вслух, как будто вы просто разговариваете. Если не получится сразу, пробуйте, пока не услышите сами результат. Думаю, что уже на третий раз вы споете, и это будет вашим первым опытом чистой интонации. Петь надо тихо и прислушиваться к себе. Станьте сами для себя контролером чистого звука.
Не пытайтесь петь много и сразу прибавлять за урок больше, чем по одному звуку. Как уверяют жители древнего Тибета: «Не спеши. Люди говорят – время проходит, а время говорит – люди проходят». Не забывайте расслабляться при каждой неудаче. Количество переходит в качество незаметно. Этот процесс еще никто не смог предугадать. А постоянно усердствуя и тратя свои силы на совершенно ненужные действия, вы упустите возможность для осуществления квантового перехода.
Если вы будете повторять третий пункт хотя бы два раза в неделю, добавляя каждый раз по одному новому для вас звуку, то уже через полтора-два месяца вы споете чисто всю октаву. Далее ваши занятия должны двигаться в направлении укрепления середины и дальнейшего развития диапазона. Через три месяца можно приступать к полноценным занятиям вокала и выпить шампанского за ваши достижения без усилий.
Второй миф будет о резонаторах…..
Есть такой анекдот:
— Да что с него взять, он ведь глуп как тенор!
— А бас?
— А бас октавой глубже.
Бытует такое мнение среди преподавателей по вокалу, что самые главные органы для пения – это грудь, гайморовы и лобные пазухи. Если их сами по себе заставить резонировать звук, издаваемый связками, то у певца не будет никаких вокальных проблем, звук будет ярким, сильным и полетным.
В этих случаях хочется добавить, что проблем было бы еще меньше, если бы череп освободить от мозга и заставить его, пустой, резонировать вместе со всеми пустотами в организме. Да пусть на меня не обижаются тенора и басы. Анекдот придумала не я, а видимо те, кто много думает о резонаторах.
Ко мне однажды на прослушивание пришел парень лет 19-ти. Назовем его Макс, дабы не нарушать педагогическую этику и Кодекс психологов. Учился он в музыкальном училище на первом курсе вокального факультета. Как он объяснил далее свою проблему, непонятно почему его не слышно со сцены в зале, в то время, когда он свой голос прекрасно слышит в стенах класса, является прилежным учеником и, по словам преподавателя, имеет «камерный голос», что в больших залах без микрофона он петь не сможет НИКОГДА.
Я его попросила исполнить любое произведение, какое ему нравится. Он выбрал русскую народную песню.
Концертмейстер сыграла вступление, Макс при этом начал странно раздуваться, видимо готовился спеть первую фразу. При этом он очень широко расставил ноги, руки вывернул вперед ладонями и сжал их в кулаки и… как говорится «разгон на рубль – удар на копейку».
Когда я его спросила, зачем он все это делал, Макс утвердительно, с чувством собственной правоты заявил, что необходимо расширить грудь, взять как можно больше воздуха, задержать его и начать петь, соединив грудной и головные резонаторы, чтобы получилась одна большая труба.
Сходите в общую баню, или закройтесь в туалете, а еще лучше – наденьте большую кастрюлю или ведро на голову до плеч. Начните петь и несмотря на то, что вы, может быть, никогда и не пели, вы получите эффект большого оперного голоса, ибо причина в том, что этот звук концентрируется вокруг вас, не улетая, словно птица в небо.
А вы слышали песню жаворонка? Маленькая птичка, паря над землей поет, и чем выше она взлетает, тем громче слышна ее весенняя песня…..
Для тех, кто еще ближе к природе другой пример. Знаете ли вы, как визжит маленький поросенок? Его слышно на расстоянии до 10 км.
Понаблюдайте за собой. Когда вы разговариваете, думаете ли вы о резонаторах? И чем эмоциональнее вы говорите, тем голос у вас становится и громче, и полетней, что может вывести из себя даже ваших соседей.
Макса пришлось возвращать к естественному положению тела во время пения, убирать его комплексы, зажатости, применять массу приемов, направленных на отвлекание его от синдрома сороконожки.
Когда сороконожку спросили: «Как же ты успеваешь передвигать все свои 40 ножек и не запутываться в них?» Сороконожка впервые в жизни задумалась, а когда ей пришлось сдвинуться с места, она не смогла это сделать, т.к. запуталась в своих ногах.
Лишь только спустя два года Макс стал естественным и свободным в пении, звук его стал полетным и отлично слышен в театре без всяких микрофонов.
Автор — Натали Кузма
Send this to a friend