Кто-то из великих певцов говорил «Гласные — река, согласные — берега». Разберемся в этой статье как правильно петь гласные в пении.
В отличие от согласных звуков, которые формируются в ротовой полости, гласные возникают в результате взаимодействия дыхания и голосовых складок. Образующиеся вследствие этого процесса звуковые колебания беспрепятственно выходят через глотку и рот. Звук проходя через естественные препятствия во рту становится шумным и именуется согласным. Эти преграды представлены языком, мягким небом, альвеолами, зубами и губами.
Не все звуки можно считать музыкальными, ведь в последних основной тон должен доминировать. Среди немалого числа согласных основной тон проявлен довольно слабо или его вовсе нет. Певческий звук является музыкальным и чистым, что не характерно для согласных звуков.
Гласный звук легко поется, так как основной тон в нем выражен очень ярко. Особенно эффектно это проявляется при так называемом распеве, где акустические волны текут непрерывным потоком. Таким образом, гласные представляют собой фундаментом для построении певческого акта. Иная тональная динамика, не основанная на гласных, — это все что угодно, но только не пение, а часто просто крик.
Гласные — это своего рода «осязаемая» форма музыкальных звуков. Это обстоятельство предполагает активную разработку певческого голоса, а если быть точным, то в первую очередь вокальных гласных. С этого берет свое начало певческое искусство и с этого у вокалиста формируется весь спектр голосовых качеств. Качественная постановка вокала невозможна без правильного исполнения гласных звуков, в противном случае теряется его художественная ценность.
У любого гласного звука существуют различные обертональные зоны, которые иначе называются формантами. Таких усиленных акустических областей у гласных может быть несколько (до пяти), однако только две из них — самые главные. Чтобы гласный «а» полноценно звучал, его обертона нужно усилить до 700-1000 колебаний в секунду. Для формирования звука «и» требуется больший разброс частот — 240-2250 Гц, а для «о» — от 540 до 780.
У звука, формируемого в районе голосовых складок, отсутствует определенная окраска, свойственная тому или иному звуку. Индивидуализация акустических вибраций в конкретный гласный осуществляется в надскладочных полостях.
Каждый вариант звуковых колебаний образуется с помощью установленного специальным образом языка, что приводит к разделению ротоглоточного канала на две меняющиеся в объеме полости с динамичной формой отверстия между ними. В этих полостях усиливается конкретный диапазон обертонов, иными словами формируется основная форманта гласного звука (одна из двух).
Для мужского вокала характерны низкие форманты, для детского и женского — наоборот. Высокая форманта обусловливает и более звучный исходящий голосовой поток. Исходя из этого параметра, звуки можно разделить на глухие и звонкие.
По своей природе звуки «и» и «э» отличаются самой высокой частотой вибраций, поэтому такие гласные имеют максимальную звонкость. Акустические колебания, образующие звуки «о» и «у», являются глухими, «а» находится в промежуточном положении между вышеуказанными гласными.
Существенное отличие по высоте формант различных гласных (глухих и звонких) делает общий вокал довольно пестрым, что недопустимо с художественной точки зрения. Обычно этим грешат начинающие певцы, которые только осваивают певческое искусство и непроизвольно образуют уклад голосовых органов, используемый для обычной речи.
Между вокальными гласными и речевыми есть некоторая разница. Так, певческому варианту свойственно небольшое округление, при котором любой гласный звук приводится к некому общему знаменателю, близкому к частоте 517 Гц. Такая вибрация напоминает звук, похожий на «о».
Вокал требует активного озвончения глухих гласных «о», «у» и усиления «а» путем увеличения частоты высоких формант до 2 тысяч Гц и более. Фактически глухой или приглушенный звук становится ярче и четче.
Все эти вокальные приемы (округление звонких и озвончение глухих) способствуют гармонизации голосового потока и нивелировании его пестроты. Такой способ выравнивания акустического потока в певческой терминологии получил название нейтрализации гласных.
Вокальные гласные на протяжении всего голосового диапазона имеют доминирование двух певческих формант:
высокая — более 2000 Гц;
низкая — 500 Гц.
Высокая форманта певческого голоса придает последнему силу, полет и звонкость, подчас с металлическим оттенком. Частота этой форманты находится в звуковом диапазоне, который лучше всего воспринимается человеческим ухом. В результате такие вокальные вариации великолепно слышны даже на значительном удалении от эпицентра акустических колебаний. Звук буквально летит и воспринимается независимо от его амплитуды.
Хорошо поставленный вокал всегда обладает ярко выраженной высокой певческой формантой.
В зависимости от возраста и пола верхняя вокальная форманта находится в разных частотных областях:
детский голос (от 10 до 13 лет) — до 4000 Гц;
женский голос — 3000-3500 Гц;
мужской голос — 2100-2800 Гц.
Нижняя форманта не только округляет гласные звуки, но также придает вокалу объемность и мощь.
Формантная доминанта во всех гласных и во всем певческом диапазоне создает необходимые для качественного вокала акустические особенности и является производной специфической работы ротоглоточного канала и гортани во время пения. Динамика гортани при речи определяется конкретными гласными звуками и характеризуется следующими параметрами:
меняется уровень постановки;
изменяется величина входа в гортань и позиция надгортанника (опускается, прикрывая гортань при звуке «а» , либо, подаваясь вперед, открывает ее при гласном «у»).
Профессиональные вокалисты имеют стабильный уклад голосовых органов на протяжении всего пения. Вход в гортань у таких певцов прикрыт опущенным надгортанником и принимает положение, сходное с тем, что возникает при воспроизведении речевого звука «а».
Исходя из артикуляции того или иного звука при пении, форма и объем ротоглоточного канала изменяются. Положение гортани удлиняет или укорачивает последний. Степень раздвигания челюстей, поднятия мягкого нёба и опускания языка влияют на объем ротовой полости.
Над гортанью располагается нижняя часть глотки, так называемый гипофарингс. Расширение последнего, вкупе с поднятым мягким нёбом, создает условия для округления гласных звуков, формируя из ротоглоточной трубки подобие рупора, многократно усиливающего амплитуду исходящих акустических колебаний. Ротовое отверстие является раструбом такого естественного усилителя, поэтому чем оно больше, тем сильнее звучание. Вот почему во время пения рот так широко открыт.
Не существует определенной и строго установленной величины ротового отверстия во время пения — все сугубо индивидуально и определяется строением конкретных голосовых органов. Правильную комплексную постановку элементов ротоглоточного канала организует такой методический прием как зевок, который является неотъемлемой частью певческого вдоха.
Чтобы вокальная партия была осуществлена на одном уровне, разным ее исполнителям требуется индивидуальное построение одних и тех же формант. Это касается в первую очередь размеров и формы полостей рта и глотки, а также положения языка и губ. Вокальный уклад голосовых органов отличается не меньшей индивидуальностью, чем речевой, поэтому о его правильности судят по качеству получающегося звука.
Акустические форманты вокальных гласных и их индивидуальная окраска, обусловленная особенностями индивидуального голосового аппарата, в значительной степени определяют певческие характеристики. Это в полной мере относится и к согласным звукам.
Send this to a friend