Как часто мы слышим эти слова от разных людей!
Тут стоит знать, что есть вокальных слух, а есть музыкальный. Люди, обладающие великолепным музыкальным слухом, далеко не всегда могут стать певцами.
В этой статье мы разберём основы формирования вокального слуха.
Способность человека говорить, петь или играть на музыкальных инструментах связана со способностью воспринимать звуки из окружающей среды. Поэтому если человек с рождения лишен слуха, он не приобретет дара речи, не говоря уже о пении или игре на музыкальных инструментах. Речь это тоже рефлекс. Физиологической основой речи человека является целая система сложных условных рефлексов в коре головного мозга. Безусловными раздражителями являются сами предметы внешнего мира (цвета, запахи, звуки и т. д.), а условными те слуховые, мышечные, зрительные и другие раздражители, которые возникают у человека в процессе образования и восприятия речи. Например, ломтик лимона, если его положить в рот, вызывает у человека сильное отделение слюны. Это безусловный рефлекс. Однако один только вид лимона и даже воспоминание о нём уже само по себе вызывает у нас слюнотечение. Это и есть условный рефлекс.
Слово «лимон» является для нас сигналом ощущения кислоты, поэтому звуковую речь можно назвать «сигналом сигналов». Именно благодаря слову стало возможным создание науки и искусства.
Звуковую речь человек воспринимает при помощи слуха. А в основе певческой способности прежде всего лежит слушание и восприятие чужого пения и музыки. И подобно тому как ребенок, обучаясь речи, невольно начинает воспроизводить все фонетические особенности речи окружающих, например «окать», так и певец при обучении пению невольно подражает звучанию певческих голосов, в окружении которых он воспитывается. Слуховое восприятие это самый первый и самый важный этап обучения, которому будет подчинена в дальнейшем вся работа по налаживанию мышечного голосового аппарата.
Один из важных методов воспитания певца это постоянное слушание им лучших мастеров вокала, постоянное «наполнение» ученика слуховыми впечатлениями и звуковыми образами. Но важно, чтобы эти все музыкальные сигналы были красивыми, сложными и совершенными.
На практике известно, что успехи в вокале в значительной степени объясняются хорошим ранним музыкально-вокальным воспитанием детей. Поэтому мы должны с большой требовательностью относиться к тому, что слушают наши дети по радио, телевидению и на концертах, и ко всему тому, что формирует их вкусы. Ведь в раннем возрасте всегда повышена впечатлительность слуха.
Практика обучения взрослых людей в студии вокала «VocalVictory» показывает, что если человек хоть полгода в детстве обучался игре на любом музыкальном инструменте, то грамотное музыкальное восприятие и слух присутствуют с 98% вероятностью. Один естествоиспытатель проделал любопытный опыт с певчими птицами, который он описывает так: «Я воспитывал коноплянок, взяв их птенчиками из гнезда, с тремя жаворонками, обладающими наилучшим голосом. Каждая коноплянка вместо того, чтобы петь так, как это свойственно ее виду, целиком восприняла манеру пения своего учителя. Когда манера пения коноплянки, обученной жаворонком, вполне установилась, я три месяца держал ее в одной клетке с двумя обыкновенными коноплянками; коноплянка не заимствовала у своих новых сожительниц ни одного приема, но целиком сохранила манеру пения жаворонка…».
Благодаря значительно более высокому уровню развития нервной системы человек обладает несравненно большими возможностями в смысле совершенствования приобретенных им любых рефлексов и навыков, в том числе и вокальных. Однако чем раньше усвоен человеком какой-либо рефлекс, тем он прочнее и труднее поддается переделке с годами.
Поэтому в обучении вокала всегда в разы сложнее переучить певца, обладающего неправильной манерой пения, нежели научить правильно петь с нуля.
Так что удачи вам в вокальном развитии и будьте внимательны с тем, что слушаете и чему обучаетесь вы и ваши дети!
Send this to a friend